пятница, 15 мая 2015 г.

«Славянские земледельческие обряды. Святки. Масленица. Семик»

«Славянские земледельческие обряды. Святки. Масленица. Семик».
Земледельческие обряды начинаются зимой. Первый из них приходится на рождественские праздники, а точнее на 6 января, сочельник перед Рождеством Христовым. Именно в это время день становиться длиннее, а ночь короче. В язычестве это праздник рождения бога солнца. То есть, небесное светило начинает сиять по-весеннему. Люди радовались, что зима скоро закончится и земля начнет«просыпаться». Все, от мала до велика, вечером шестого января надевали костюмы, маски, брали атрибуты обряда и выходили на улицу. Так начинался обряд «Колядования».
На святки принято было гадать. Если девушки надеялись увидеть своего будущего мужа, то хлеборобы гадали на новый урожай. Каждому крестьянину хотелось узнать, какой высоты вырастит хлеб, как скоро «нальется колос», будут ли идти дожди. Гадали так же и на здоровье. Орудия труда были самыми примитивными, поэтому крестьяне полагались только на собственные силы. Люди считали, что души умерших, пришедшие на землю, могли рассказать живым об их будущем, например, какие болезни ожидают селение в грядущем году, кто умрет, а кто будет жить и работать еще много лет, будет ли новый год урожайным.
К весенним земледельческим обрядам женщины должны были вышить рушники (полотенца). Как правило, их украшали растительными узорами (колосками, цветами, плодами фруктовых деревьев и так далее), животными, птицами. Обязательным на полотенцах являлось изображение Макоши – богини плодородия и урожая у славян. Таким образом, женщины пытались задобрить Макошу. Кроме вышитых рушников, обрядовыми символами являлись расписные яйца. Им славяне приписывали волшебные свойства.
В конце февраля – начале марта (за 50 дней до Пасхи) праздновали проводы зимы – Масленицу. Это торжество длилось целую неделю. На Масленицу пекли блины, катали зажженные колеса, жгли костры – все это символизировало солнце, набирающее силу. На Масленицу молодожены катались по селу в расписных санях, целовались на глазах у всех – их молодая и горячая любовь должна была наполнить жизненной силой всю природу. Ту же магическую цель преследовал и весь масленичный ритуал – обильные пиры, веселые игры, катание с гор. В последний день праздника устраивал проводы Масленицы –соломенной куклы в женском костюме, которую сначала величали, потом разрывали и разбрасывали по полям, чтобы урожай был богатым.
Семик и Семечиха это — имена ритуальных кукол, которые пришли к нам из язычества. Их изготавливали для праздника: седьмая неделя после праздника Пасхи, канун Троицы, называлась семиковой. В день Семика девушки шли в лес, завивали косы на берёзе, перевязывали их цветными нитками, ленточками. В некоторых районах существовал обычай делать куклу­ кукушку. Это — символическая кукла, которую девушки­ подружки наряжали и затем над ней давали клятву в верной дружбе хотя бы в течение года. После чего куклу кукушку хоронили. Весь год каждая из подружек не должна была водить дружбу с другими. На следующий год кукушку шли откапывать.

Действительно, у древних славян существовал культ земледелия, и многие праздники были связаны с началом земледельческих работ, с уборкой урожая.

Комментариев нет:

Отправить комментарий